Header image

 

 

 
 

КАСТРЮЛЯ С ГЕРАНЬЮ
Эсхатологический роман Александра Трапезникова
«Литературная Россия», # 17 от 24 апреля 2007 г.


Александр Трапезников. Похождения проклятых.
– М.: Вече, 2007. – 416 с.

Не знаю, кто первый высказал мысль, что русский народ – народ Конца Света, а Россия – страна апокалипсическая. Постоянно озвучивает эту идею консервативный публицист Егор Холмогоров («Русский проект: реставрация будущего»), но, кажется, не приписывает себе ее авторства.

Для европейца Конец Света – это трагедия, вселенская катастрофа, жутче которой невозможно себя представить. Говорить о нем «неполиткорректно». Для русского человека Конец Света – это осуществление высшей справедливости, итоговая черта и всемирное воздаяние. В отделении добра от зла русский человек видит предназначение человеческой истории, которая, по словам Николая Бердяева, «должна иметь конец, чтобы иметь смысл». Апокалипсис – это распад диалектической сложности мира, расслоение мира на фракции: свет и тьму, добро и зло.

Древнего грека больше всего интересовала тайна зарождения вещей, возникновение мира из первоэлементов. Внимание европейца всегда приковывали понятия «движение», «прогресс» и «эволюция» – процессы с положительным градиентом конструктивной сложности. Русский человек мыслит категориями «завершения», «разложения на компоненты», обретения истины «в химически чистом виде».

В этом отношении серия издательства «Вече» «Романы последних времен» представляет огромный интерес, как попытка художественного осмысления российской истории в эсхатологической перспективе. Об открывшем серию романе Михаила Попова «Пуля для эрцгерцога» мы уже писали («ЛР», № 12, 2007). Наконец, вышел роман Александра Трапезникова «Похождения проклятых».

Итак, первая половина 2000-х годов. Веерные отключения электроэнергии. В воздухе пахнет Концом Света. На улицах – война за человеческие души. Из адских глубин выползают «апостаты» и «энтропийки», мерзость моавитская и мерзость сидонская. Торжествуют сестры-блудницы Огола и Оголива, Порок и Деньги. Силы тьмы сгущаются вокруг великой русской святыни – мощами святого благоверного князя Даниила Московского. Сохранить реликвию пытается обыкновенный, среднестатистический москвич Александр Тризников. В результате стечения обстоятельств он лишается квартиры, работы, вообще всего, кроме кастрюли с геранью. Драматические события плохо отражаются на «фитопроцессе»: герань потихоньку засыхает. Спасти эсхатологический цветок (то есть свою душу) Тризников может, лишь победив зло.

Читайте и «ищите во всем великого смысла», как говорил иеромонах Нектарий Оптинский…


http://www.old.litrossia.ru/article.php?article=1452

 

© М.Е. Бойко