Header image

 

 

 
 

РЕМЕНЬ И НОТЫ
Истаивающий смысл поэзии Александры Барвицкой
«НГ Ex libris», # 32 от 6 сентября 2007 г.


Александра Барвицкая. Смена ориентации. Стихотворения.
– М.: МГПО СП России, 2007. – 74 с.

Василий Розанов считал, что не бывает бесполой любви и даже к Богу бесполой любви не бывает. В сущности, девяносто процентов всей мужской поэзии – это сетования на несбыточность одного-единственного желания: заполучить возлюбленную. От женской поэзии мы ждем большего эмоционального богатства, если не в образах, то хотя бы в микрофабулах. Александра Барвицкая – из тех поэтесс, что вознаграждают нас за это ожидание.

По образованию Барвицкая – журналистика, работала пресс-секретарем главы города Буденновска во время известного теракта, журналистом,  редактором, корреспондентом и ведущей новостей на радио и телевидении, главный редактор и создатель семи печатных СМИ. «Смена ориентации» – это ее второй поэтический сборник. Название не имеет никакого отношения к модному способу разнообразить сексуальную жизнь. Имеется в виду сделанный еще в детстве выбор поэзии в качестве основного увлечения: «И была я девочкой-цыпочкой./ (Отец моим воспитанием занимался рьяно!)/ Лет с шести играла на скрипочке,/ А с семи – на фортепиано./ Приходил отец поздно, да еще – зверски уставший./ Брал в правую руку ремень, а в левую – ноты./ Говорил маме: «Поднимай Сашу!», –/ И требовал отчета о проделанной работе».

Журналистка, бизнес-вумен, мать троих детей и звезда поэтических салонов – сочетание несовместимого. Однако стихи Барвицкой цельны и подкупающе искренни. И даже те, что зачаты во лжи воображения, похоже, рождены в муках честности.

Три основные темы. Первая жизнь современной деловой женщины, например опыт работы телеведущей: «Работа – пустяшная –/ Сидеть за столиком./ Посадка изящная:/ Спину – столбиком…» и так далее. Много фрагментов такого рода в поэме «Тридцать второй терренкур» (терренкур, как объясняется в сноске, – это «благоприятно влияющий на нервно-психическую сферу метод санаторно-курортного лечения дозированными восхождениями по размеченным маршрутам»).

Успех в мире масс-мадиа покупается ценой больших жертв. Конвертация времени в деньги приводит выхолащивания внутренней сущности. При таком ритме жизни поэтический взгляд на вещи – естественным акт самозащиты, присущий женскому племени. Это вторая тема:  «Тридцать второй. В этом возрасте жёны/ Греют залюбленных ласками постными./ Там – победители. Мы – поражённые –/ На ночь стихов расстилали простыни». Строчки достигают почти капроновой прочности:  «Знаю, соседка – свидетелем первым,/ Принарядившись в новую кофточку,/ Вынесет, точно на блюде в таверне,/ Горе чужое – мясом без косточки».

Третья тема – извечная: «И всем знаменьям лета вопреки/ Я от зимы боялась отряхнуться,/ А счастье было рядом – у руки,/ Но что-то помешало прикоснуться…». Необязательно мрачно – есть стихотворения, которые приятно читать по утрам, во время кофе с круассанами: «В прошлом раздельном: сытом и нищем –/ До перебора с любовью некрошечной –/ Был у него – чёрный котище,/ А у нее – белая кошечка».

И, наконец, жизненное кредо Барвицкой: «Любишь? Не любишь? – Спину неси/ Прямо, как знамя./ О, как красив/ Ты со спины! Раньше не знала.// Знала б, ударила все равно/ Правдой наотмашь, как пятерней!».


http://ng.ru/ng_exlibris/2007-09-06/10_noty.html

 

© М.Е. Бойко