Header image

 

 

 
 

ДОЕДАЯ БЛИЖНЕГО СВОЕГО
Ольга Кучкина, люди и кондитерские изделия
«НГ Ex libris», # 36 от 29 сентября 2005 г.


Ольга Кучкина. Философ и девка. Пять маленьких романов о любви.
– М.: Евразия+, 2005. – 432 с.

Герои Ольги Кучкиной  барахтаются в вязкой засасывающей массе, в чем-то очень тягучем и инертном. Но прежде, чем они увязают окончательно, у них достаточно времени поразмыслить над прилипчивыми вопросами, диалектикой любви, свободы и рабства.

«Девка» – просторечное выражение, не свойственное литературной речи, подчеркивается зеленой волной редактором «Word». Но в названии нет никого противопоставления. Философия, как известно, заканчивается, когда герой заглядывает в глаза какой-нибудь… девке и осознает, что «не надо никакого сосредоточения за письменным столом, вообще никакого насильственного сосредоточения ни на чем, нигде…»

В своей книге Кучкина говорит об «эмпатии» – перенесении на себя того, что происходит с другими. Только эмпатия эта очень женская, несмотря на мужской пол повествователя. Это женская любовь к мелочам, всему сопутствующему и необязательному, верность старому, как литература, заблуждению: «Если бы люди умели быть более внимательными, они сумели бы отыскать во всякой жизни, не только в великой, строгие закономерности, рифмы, повторы и вывести конец из начала».

Каким нерастраченным запасом идеализма нужно обладать, чтобы написать такое: «Мир был по уши заполнен любовью, даже мир восьми-девятилетних, что уж говорить о тридцати-сорока- и так далее»? И как это можно читать без хронического голода на утопию и идиллию?

Философ варит кофе. Под звуки «Реквиема по пирожному Мадлен» из надорванного пакета на стол выкатывается обычный российский пряник. А дальше начинается мистерия: «отломил кусочек, съел, а он свежайший, я еще кусочек, решил, что съем половину и хватит, чтобы не толстеть, но вижу, уже больше половины отломил, тогда все аккуратно подъел, края пообкусал, чтобы ровный кусок остался, и случайно еще выел, получилась выемка, опять пришлось подравнивать, а подравнял, положил на стол и вдруг взял и еще откусил, сам не знаю как, помимо воли, уже не хотелось, честно, не хотелось, и кофе практически выпит, но что с этим делать, не оставлять же такой огрызок, пришлось доесть».

Из чтения этого отрывка может сложиться впечатление, что человеческая наблюдательность проистекает из древнего инстинкта доедания. Не удивительно, что в свете этой антропологической догадки, даже любовь предстает у Ольги Кучкиной, как эмоциональное доедание «ближнего своего».

Кажется, что стоит пересечь незаметную, тонкую, как волос, линию, и навязчивый анализ сменится эмпатией пряника, с совершенно другими проблемами, включая самую головоломную: «лучше ли когда вас сжирают целиком или, смакуя, откусывают по кусочку, заливая жиром нестерпимого самодовольства?»

Но Ольга Кучкина никогда не переступит эту линию. Потому, что хочет сочувствовать людям, а не кондитерским изделиям. Потому что хочет исследовать охоту полов друг на друга, смешивать хорошее и несуществующее, копаться в вопросах, которые иначе как с душевным мясом не выковырнешь.

А сюжет, как обычно, второстепенен. «Философ» на бензаколонке видит, как известный актер становится жертвой банды байкеров. Вторая свидетельница – «девка» – находится с актером в машине. Девку зовут Лиза. Актер мертв. Классическая ситуация, когда женщина не может обойтись без мужского покровительства. А потом… ничего или почти ничего. Обмен тем, что считается признаком цивилизованного человека, – пустыми знаками.

У средневековых врачей была поговорка: «Зачем умирать человеку, если шалфей растет в саду?» В действительно пять романов в сборнике даже не о любви, вопреки подзаголовку, а об этом самом «шалфее», без которого жизнь превращается в «безлюбовную выволочку за волосы».

Как говорит Кучкина, «мы все хотим подсинить, подголубить, подзеленить, поджелтить, подкрасить. А есть один ровный ясный свет». Не правда ли лучше повторить старую истину, чем проповедовать новую ложь? Потом ведь все равно придет реальность, опрокинет ведро, как уборщица, и смоет нас, как смывает целые города.


http://ng.ru/ng_exlibris/2005-09-29/4_kuchkina.html

 

© М.Е. Бойко