Header image

 

 

 
 

ЛЕВЫЕ БУРЖУА, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!
Феноменология российской власти
«НГ Ex libris», # 33 от 18 сентября 2008 г.


Виктор Милитарев. Русская колонна.
– М.: Алгоритм, 2008. – 240 с. (Против всех).

Насколько мне известно, «Русская колонна» – это первая книга политолога, философа и публициста Виктора Милитарева (р. 1955). Сегодня, когда многие тридцатилетние авторы могут похвастаться десятком скороспелых книг (о которых впоследствии сожалеют), приятно иметь дело с тщательно обдуманным трудом зрелого человека.

Минус – один. Такую книгу трудно рецензировать. Рецензия подразумевает некоторое «резюме» содержания книги. А в данном случае сама книга – «резюме» многолетних размышлений.

Нужно также добавить, что Милитарев – весьма самобытный философ, автор оригинальной феноменологической системы. Желающие могли ознакомиться с этой системой на серии лекций в Институте национальной стратегии. Так что «Русская колонна» – это надводная часть айсберга, «надстройка» проработанного, но пока еще не обнародованного мировоззрения. Хочется верить, что скоро выйдут и философские работы Милитарева (пусть даже это будут стенограммы его лекций).

Людям, слышавшим политолога вживую, бросится в глаза еще одна особенность. Экспрессивный и находчивый рассказчик, азартный и искрометный полемист, на бумаге он – сдержан, ответственен и скуп. Чувствуется стремление к предельно емким, конспективным, обкатанным формулировкам. Но эпатаж, конечно, присутствует – достаточно сказать, что книга начинается с вопроса: «Вы спрашиваете, почему я вас ненавижу?»

Ноу-хау книги – «левобуржуазный» синтез социал-демократических идей и умеренного национализма. По мнению автора, именно левая буржуазия (то есть прорыночная, но ориентированная на социальную справедливость и отечественную промышленность сила) является сегодня наиболее пассионарной, дееспособной и конструктивной прослойкой российского общества.

Идея давняя, а вот ее обоснование новое. Милитарев обходится без ностальгии и морализаторства, «качания прав» и апелляций к сугубо экономическим закономерностям. Он подходит со стороны «микрофизики» общества – «отношений власти» между индивидами. Вот, пожалуй, ключевая фраза в книге: «Облик любого общества определяется главным образом тем, какие люди в нем обладают властью. При этом не столько важен уровень их интеллекта и управленческого профессионализма. Может оказаться не таким уж важным даже уровень их коррумпированности, если только он не зашкаливает (как это произошло в нынешней Российской Федерации). Но всегда существенно то, как эти люди ведут себя, собственно, в отношении власти».

А в отношении к власти русские люди, по мнению Милитарева, ведут себя следующим образом: «Типичный русский имеет симпатию к людям, подвергающимся прямому насилию, но не имеет ее к людям, которые подверглись неподсудному мошенничеству или вымогательству. Больше того, если кто-то подвергся такому вымогательству, но не согласился на него и противостоит ему, то окружающие, как правило, увещевают его сдаться. У них, видите ли, возникает от подобного конфликта дополнительный дискомфорт, а так как вымогателя они усовестить не могут, да и боятся его, то мишенью их осуждения становится строптивец, не уступивший вымогательству».

Вопреки распространенному заблуждению русскому народу присуще глубокое разобщение и катастрофическая нехватка коллективизма: «В самом деле, не называть же коллективизмом панический страх потерять работу, который приводит к почти непрерывному внутреннему согласию лизать задницу начальству».

Приняв эти допущения, легко представить, что произошло в конце 80-х – начале 90-х годов: «Если убираешь внешние ограничения в обществе однородном, в обществе, в котором не сложилось сильной внутренней морали, то подонки, обладающие способностью властвовать, даже не солидаризуясь (хотя иногда они солидаризуются), действуя в одном направлении, может быть, случайным образом выбраковывая наиболее бездарных в деле подлости из своей среды, создают кучную группу, которая держит, насилует, манипулирует, издевается над остальными простыми нормальными людьми, у которых есть моральные барьеры, не позволяющие им пользоваться технологиями, приносящими власть и богатство, а с другой стороны, есть простодушие и отсутствует солидарность, что позволяет сволочам над ними властвовать».

Следовательно, ситуация не изменится до тех пор, пока люди «гораздо больше боятся тех, кто вступается за их права, чем своих притеснителей, даже тогда, когда им ничего не угрожает, а наоборот, есть шанс что-то приобрести, оказав притеснителям сопротивление».

Мы бросили лишь беглый взгляд на один из разделов книги. Но столь же интересны разделы, посвященные национализму и ксенофобии, «экономическим рецептам» и особенно анализу горизонтальных прослоек российского общества – интеллигенции, академической среды, профсоюзов, крупного, среднего и малого бизнеса, жителей столицы и провинции, пролетариата, Церкви и так далее.

http://exlibris.ng.ru/2008-09-18/10_bourgeois.html

 

© М.Е. Бойко