Header image

 

 

 
 

ГЯУР В ПОНОШЕННОМ МУНДИРЕ
Человек, перед которым трепетал имам Кавказа
«НГ Ex libris», # 33 от 13 сентября 2007 г.


Ростислав Фадеев. 60 лет Кавказской войны; Письма с Кавказа; Записки о кавказских делах.
– М.: Государственная публичная историческая библиотека России, 2007. – 680 с.

Ростислав Андреевич Фадеев (1824-1883) являет собой пример типичного пассионария: уверенного в себе в экстремальных обстоятельствах, но не переносящего муштры и рутины, наделенного живым воображением и порывистым, беспокойным характером. Еще гимназистом он собрал вокруг себя  кружок единомышленников и попадал в поле зрения полиции. В результате расследования выяснилось, что целью организации была отнюдь не революционная деятельность, а… завоевание Персии. Через несколько лет против желания отца, саратовского губернатора, Фадеев отказался от статской  карьеры и поступил в артиллерийское училище. Но не задолго до окончания курса был исключен и выслан юнкером в батарею, находившуюся в Тирасполе, где пробыл около года, пока под давлением отца не подал в отставку. С 1844 года служил волонтером на Кавказе, получил два ранения. Но, однажды приехав в Санкт-Петербург, был выслан «за непозволительную болтовню» в Екатеринослав, где провел около двух лет в вынужденном бездействии, занимаясь самообразованием.

В конце 1850 года Фадеев вновь поступил на службу в Кавказскую армию и с тех пор почти без перерыва принимал участие в военных действиях, завершившихся покорением Кавказа. Во время Крымской войны Фадеев блестяще показал себя в военных операциях на турецком фронте. Оттуда отправляется на Северный Кавказ, где уже тридцать лет тлеет война с имаматом Шамиля. На заключительном этапе компании Фадееву организовал переправу российских войск под шквальным огнем мюридов через реку Койсу. Не поверивший в такое чудо имам Шамиль покинул свою ставку, чтобы лично убедиться в крушении дела своей жизни. «Уставший душой» Шамиль скрылся в своем последнем логове – неприступном Гунибе. Штурм горы велся несколькими колоннами. Фадеев двигался в составе колонны, прорывающуюся сквозь промоину в скалистом поясе, венчающем гору, и, по легенде, первым ступил на Гунибское плато.

По просьбе князя Барятинского Фадеев написал три основных произведения о Кавказской войне. Однако, отрицательно относясь к реформам, предпринятым военным министром Д.А. Милютиным, в 1866 году он был вынужден выйти в отставку. Последовавшие работы «Вооруженные силы России», «Мнения о Восточном вопросе»  «Чем нам быть?» («Русское общество в настоящем и будущем»), «Письма о современной состоянии России» вывели Фадеева в число ведущих политических мыслителей России, чьи труды немедленно переводились на основные европейские языки.

Как только началась русско-турецкая война, граф Милютин поступил относительно Фадеева достойно государственного ума. Он подал Фадееву руку примирения, и опальный генерал вновь определился на действительную службу. После злодейского убийства террористами Императора Александра II Фадеев оказался среди инициаторов создания тайной контрреволюционной организации «Священная дружина», прообраза русских монархических союзов 1905-1906 гг.

Несмотря на свои заслуги и рвение, в сентябре 1883 году Фадеев получил из Петербурга извещение штаба, что в скором времени будет зачислен в запас, с утратой всего содержания, кроме ничтожной пенсии. От этого удара генерал уже не оправился. О бедственном материальном положении Фадеева говорит то, что все имущество покойного генерала составили три рубля и поношенный мундир.

В современных учебниках истории годом начала Кавказской войны считается 1817, когда под предводительством генерала Ермолова началось планомерное продвижение русских войск на территорию Чечни и горного Дагестана. Фадеев ведет отсчет от 1801 года, когда Россия приняла в свое подданство Грузинское царство. Шестьдесят лет, заключает Фадеев, продолжался штурм гигантской крепости по имени Кавказ, в которой сосредоточилась вся энергия старинного мусульманства.

Как известно, ислам производит наиболее страшные пожары там, куда проникает впервые, где ставит себе на службу энергию и пыл новообращенных народов. Но мало, кто знает, что обращение кавказских народов в ислам произошло только в начале XIX века в связи с распространением мюридизма (дословно «послушничество»). Как пишет Фадеев, мюридизм не создавал своего богословия: он разнился от веры, общей всем суннитам, только крайностью своих выводов. В результате на Северном Кавказе возникло молодое энергичное теократическое государство стремившееся подчинить себе человеческую жизнь в ее целостности и обратить своих последователей в слепые орудия. Во главе этого чудовищного образования стоял имам. Этот титул мюриды понимали в его первоначальном значении, в смысле «наследник пророка, вдохновленный свыше, проникающий во все семь смыслов Корана, поставленный над землей для исполнения слова Божия».

Три имама последовательно поднимали знамя джихада: Кази-мулла (Гази-Мухаммад) (1829-1832), убитый русскими при взятии Гимры, Гамзат-бек (1832-1834), убитый в результат кровной мести заговорщиками, мстившими ему за истребление рода аварских ханов, и, наконец, Шамиль (1934-1959).

Невероятная продолжительность этой войны, объясняется, по мнению Фадеева, боевыми и нравственными качествами кавказских народов, а также воспламенявшим их фанатизмом: «В отношении военной энергии сравнивать кавказских горцев с алжирскими арабами или кабилами, из которых французское краснобайство сделало страшных противников, может быть только смешно. Никогда алжирцы, ни в каком числе, не могли взять блокгауза, защищаемого двадцатью пятью солдатами. Адыги и лезгины брали голыми руками крепости, где сидел целый кавказский батальон; они шли на картечь и штыки неустрашимых людей, решившихся умереть до одного, взрывавших в последние минуты пороховые магазины, и все-таки – шли; заваливали ров и покрывали бруствер своими телами, взлетали на воздух вместе с защитниками, но овладевали крепостью».

Благодаря мюридизму, раздробленный прежде Кавказ превратился в военную машину. Вместо отдельных обществ, без связи и порядка, русские войска встретила сплошная масса, отражавшая каждый удар общим усилием. 1843 год был годом триумфа мюридов. Чечня была вырвана из русских рук, российские войска были вынуждены отступить из Дагестана.

К счастью, по мере упрочнения власти Шамиля, фанатизм остывал, и его власть принимала оттенок обыкновенного азиатского деспотизма. Но, несмотря на это, победу удалось одержать только после того, как отколоть от Шамиля чеченцев, которые никогда не проникались мюридизмом вполне. Примирение Чечни позволило русским войскам взять горный Дагестан в кольцо.

Кавказская война, подчеркивает Фадеев, нанесла огромный ущерб России. Если бы во время Крымской войны кавказские батальоны появились под Севастополем, англо-французский десант был бы просто раздавлен. Но России приходилось неподвижно держать на Кавказе 270 тысяч лучших солдат, способных при своем превосходном качестве сломить любого европейского врага.

Фадеев подчеркивает, что столь мощный успех мюридизма был в значительной мере обусловлен неправильной русской политикой: «Не вглядевшись в характер приобретенного края, русская власть начала свои действия ложной системой – уничтожением самобытных общественных учреждений, ломкой властей, взросших из народной почвы, заставлявших каждое племя дорожить своей самостоятельностью; русское начальство собственными руками разбило плотины, через которые мюридизму было трудно прорваться».

Завершая свои труды, Фадеев считал, что Кавказ примирен навеки, но, оказалось, ошибся – советская и новая российская власть наступили на те же грабли. Мюридизм по-прежнему жив, пусть под другим названием и в другом обличье, и в любой момент готов проснуться. Оттого анализ причин возникновения кавказской войны и первоначальных неудач России, проделанный Фадеевым, остается актуальным.


http://www.ng.ru/ng_exlibris/2007-09-13/8_gyaur.html

 

© М.Е. Бойко