Header image

 

 

 
 

КЛИПОВАЯ ТЕОРИЯ В КЛИПОВОМ ИЗЛОЖЕНИИ
Подобие предмета и способа исследования
«Литературная Россия», # 4 от 5 февраля 2016 г.


Гиренок Ф. И. Клиповое сознание.
– М.: Проспект, 2016. – 256 с.

Первая примечательная особенность данной книги – это подобие, существующее между предметом исследования и способом самого исследования. Концепт клипового сознания разрабатывается Гиренком в манере, которую вернее всего назвать «клиповой». Можно даже сказать, что перед нами клиповая теория клипового сознания в клиповом же изложении.

Вторая примечательная особенность данной книги заключается в том, что первая из особенностей автором никак не объясняется и не комментируется. Так ли обязательно клиповое сознание рассматривать и излагать в клиповой же манере? Можно вспомнить насмешки аргентинского философа Марио Бунге над всевозможными интуитивистскими теориями интуиции, мистическими теориями мистического общения и шизофреническими теориями шизофрении. Неужели Гиренок нашел исключение из этого ряда?

Действительно, традиционная манера рассмотрения навязывает предмету исследования логичность и последовательность, которых клиповое сознание по определению лишено. Клиповое сознание столь зыбко, фрагментарно и неустойчиво, что описывать его с помощью языка, лишенного этих свойств, значило бы искажать самое существенное  в объекте исследования.

Гиренок виртуозно использует преимущества клипового мышления для понимания феномена «клиповости»: «Клиповое мышление креативно, а креативное мышление не может быть системным. Это, скорее, лоскутное мышление, фрагментарное. Чем больше в нем пустот, тем больше в нем степеней свободы, подвижности. Ему нужны не логические переходы от одного фрагмента мысли к другому, а неожиданное «вдруг», игра метафор». В приведенной цитате Гиренок оценивает клиповое мышление скорее положительно, но в других местах эта оценка может без всякого перехода (именно «вдруг») смениться отрицательной: в частности, автор не устает предупреждать, что в распре людей клипов с людьми веры неминуемо победят последние.

Переключения оценок, свободные перетекания от утверждения к отрицанию, квантовые скачки между противоположностями так часты, остроумны и  разнообразны в этой книге, что вызывают  не только интеллектуальный «инсайт» (как дзенские притчи), но и своеобразный эстетический эффект. Удовольствие от чтения этой книги можно сравнить с удовольствием от просмотра музыкальных клипов.

http://litrossia.ru/item/8575-izumlyaemsya-vmeste-s-mikhailom-bojko

 

© М.Е. Бойко