Header image

 

 

 
 

РОЖДЕНИЕ СУБЪЕКТА ИЗ СКЛАДОК БЫТИЯ
О чем не позаботился «мерцающий акушер»?
«НГ Ex libris», # 40 от 1 ноября 2007 г.


Сергей Комаров. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания.
– СПб.: Алетейя, 2007. – 736 с. (Тела мысли.)

Свое исследование Комаров начинает с совершенно справедливого социологического наблюдения, что существующие социальные отношения и современные технологии требуют от человека многоролевого и многофункционального социального поведения. Формирование этих практик приводит к возникновению фрагментарного сознания индивида, состоящего из множества рациональных внутри себя, но не связанных друг с другом «картин мира». С одной стороны, современные условия жизни и деятельности ведут к размаху субъективизма, с другой стороны, сознание все больше приобретает нецелостный, фасеточный, мозаичный, файловый характер.

Это так, и если бы автор поставил своей целью проследить, как отражается в философии протекающая вне всякой связи с ней эволюция субъективности (определяемая внефилософскими факторами и, как признает автор в предисловии, изменяющимися в результате научно-технического процесса социальными отношениями) появление такой книги можно было бы только поприветствовать.

К сожалению, в своем анализе концепций субъективности, присущих Декарту, Спинозе, Лейбницу, Локку, Канту, Гуссерлю, Хайдеггеру и Делезу, автор все более склоняется к интерпретации эволюции субъективности как процесса, детерминированного внутрифилософскими факторами, а именно: логикой развития мысли предшественника. Это, конечно, неверно, хотя бы уже потому, что условен сам выбор магистральной линии европейской философии. Не случайно отсутствие в анализируемом Комаровым ряду Фихте, Гегеля, Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше, Сартра, Фуко, Дерриды и т.д. Разветвленность европейской философии позволяет выдать за результат эволюции европейского мышления едва ли любой предвзятый тезис.

Ближе к концу книги становится ясна истинная цель ее написания – служить введением в авторскую концепцию «мерцающего субъекта», согласно которой мышление – это балансирование на границе двух разбегающихся миров или регистров существования, процесс поочередного отождествления то с вещами мира, то с понятиями.

Концепция не дурна – страдает ее изложение. Есть беда, присущая всем философам, испытавшим, но не преодолевшим влияние французских интеллектуалов: им свойственно путать процесс словотворчества и познания.

Не вызывает сомнения, что те или иные высказывания могут  рождать чувство приближения к некой истине. Но сравним утверждения: «на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила» и «мысль – это складка Бытия» (Делез). Второе утверждение – это просто метафора, механическое сцепление слов, рождающие чувство неожиданной находки и прозрения в суть вещей – но именно чувство, а не само прозрение. Жонглирование подобными образами, которому автор, подобно Делезу, самозабвенно предается в конце книги, ведет не к росту ясности, а к размножению туманных метафор. Фраза «вещи лучатся смыслом» отнюдь не решает проблемы ночного освещения, а выражение «лицо есть особый чистый смысл другого» ничуть не способствует взаимопониманию.

Никто не ставит под сомнение правомочность метафорического постижения мира, просто бросается в глаза контраст между строгостью первой части исследования и калейдоскопичностью второй. Это все равно, как если бы я закончил эту рецензию словами: «Книга Комарова эманирует питательную росу понимания и под скворчанье терминов ведет нас к катарсису и озарению».


http://ng.ru/ng_exlibris/2007-11-01/10_birth.html

 

© М.Е. Бойко