Header image

 

 

 
 

ИДЕОЛОГИЯ DELETE
«Полюса» на Никольской – Тиматков vs Витухновская
«НГ Ex libris», # 15 от 26 апреля 2007 г.


Поэт-землекоп и Черная икона русской литературы
Коллаж Михаила Бойко

Литература медленно, но верно сдает свои позиции. Скорее всего, в конце века она исчезнет как самостоятельный вид искусства. Первой умрет поэзия. Для поэтов-реаниматоров, пытающихся продлить жизнь умирающей, – это личная трагедия, сопряженная с разочарованием и хронической депрессией. Для поэтов-патологоанатомов – это естественный факт, следствия органический законов. Очередной вечер из цикла «Полюса», состоявшийся 16 апреля в «Пирогах» на Никольской был интересен тем, что состязались поэт-реаниматор и поэт-патологоанатом: Алексей Тиматков и Алина Витухновская .

Стихи Алексея Тиматкова – добротны, временами остроумны, иногда лиричны, порой занудны, но главным образом – ироничны. Это закономерно. Сегодня говорят о некотором оживлении эстрадной поэзии, отмечают, что поэтические вечера и фестивали собирают все больше слушателей. Но ни философская, ни любовная, ни экспериментальная поэзия не вызывают такого интереса у публики, как поэзия пародийная и ироническая. Завсегдатаи поэтических вечеров приходят развлекаться. Тиматков развлекает, как умеет:

Уста мои встревожены зевотой,
Глаза мои напуганы расплатой.
Я грубо говорю себе: работай,
Хотя бы языком, раз не лопатой.

Публика, как известно, смеется при слове «лопата»…

Что ж, ирония – последнее прибежище разочарования. Но что может быть печальнее, если поэзия умрет под хохот публики?

Иное дело, Алина Витухновская. Фамилия Витухновской, как заметил Константин Кедров, созвучна слову «затухание». Ее поэзия – это последняя, мучительная вспышка поэтического бессознательного перед немотой «конца литературы».

О чем пишет Витухновская? О том, что не стоит сожалеть из-за «сумерек поэзии». Как говорил Фридрих Ницше, «никто не может из вещей, в том числе из книг, узнать больше, чем он уже знает». Не нужно читать книг, чтобы понять, что мир – это гигантская гальваническая батарея, пластины которой – Бытие и Небытие. Жизнь – это искра между двумя пластинами, коротенькая пьеска, сыгранная по партитуре генетического кода.

Что из этого следует? Итогом раздумий Ницше были призывы: «возлюби необходимость» и «подтолкни падающего». Алина договаривает: «возлюби небытие» и «подтолкни себя, если падаешь». Раз смерть неизбежна, то именно в Небытии следует видеть Абсолют и смысл жизни. Все существующее, извивающееся, жужжащее и трепыхающееся вызывает гнев «санитарки Ничто». Программа Витухновской в отношении культурных достижений прошлого выражается одни словом – « Delete ». Почему? Единственная вина всего существующего не в том, что оно несовершенно или несправедливо – а в том, что оно вообще существует.

Возникает вопрос, какое отношение имеет это древнее учение, возрожденное Витухновской, к поэзии? А то, что, зародившись, как религиозный гимн и философский трактат, поэзия в лице Алины завершает цикл своего развития воспеванием собственного конца. Пусть поэзия закончится Витухновской. Пора поставить точку.

И сакральная суть ускользнет, как последняя сука,
И устанут герои, и тоже решатся не жить.
И никто не узнает, как вечная серая скука
Устраненную явь вдруг сумеет собой заменить.

И последнее. В самом конце вечера вдруг обозначился момент сходства двух поэтов. На мой вопрос, как им идея – «собрать бы книги все, да сжечь» – и Тиматков, и Витухновская дружно ответили, что эта идей им по душе. Наверное, это объединяет всех современных поэтов.


http://exlibris.ng.ru/2007-04-26/2_delete.html

 

© М.Е. Бойко