Header image

 

 

 
 

Никита Войткевич
Критика: физиологический очерк
«Октябрь», # 1, январь 2013 г.


Фото Михаила Бойко

[М.Б.: Большая и очень интересная статья, из которой я привожу лишь маленький фрагмент, имеющий отношение ко мне лично. Полностью со статьей можно ознакомиться по ссылке в конце отрывка].

Отдельно хотелось бы разобрать позицию Михаила Бойко – одного из немногих, кто открыто формулирует принципы своего метода. Возможно, в этом есть элемент провокации или игры – одной из первых на это обратила внимание критик Валерия Жарова. По предположению Жаровой, все теоретические построения Бойко – не более чем пародия на «птичий язык» современных гуманитариев (например, «младофилологов» или постмодернистов).

Свой литературно-критический метод Бойко называет алгософией. Неологизм образован им от двух греческих корней: algos – «боль» и sophia – «мудрость». Как можно заключить из его слов, алгософия – это разновидность (впрочем, довольно специфическая) рецептивной эстетики Вольфганга Изера. По Изеру, текст не обладает имманентными эстетическими свойствами, они появляются (или не появляются) лишь в процессе его восприятия реципиентом. Согласно концепции Бойко, обращаясь к тому или иному тексту, критик ищет в нем психологические травмы, аналогичные его собственным. Написание рецензии, таким образом, превращается в психотерапевтическую (вернее – психоаналитическую) процедуру: критик стремится изжить травму – «ноющий источник боли». А боль, как утверждает Бойко, «это главный экзистенциал, производные от которого: одиночество, отчаяние, страх, депрессия… Если я чувствую, что текст пропитан болью, он достоин внимания. Возможно, что это не единственный подход, но меня интересует именно он».

В «пропитанном болью тексте» критик в первую очередь должен искать ответы на следующие вопросы: «есть ли у автора своя уникальная «картина мира», «модель общества», «анатомия психики»? Или, может быть, оригинальная «философия жизни»? Предлагает ли он свой «образ будущего»? Есть ли у него опыт взаимодействия с Трансцендентным?.. Может ли он поставить диагноз нашему времени? Или предложить свою «терапию», «утешение», «идеал»?». Все перечисленное, по уверениям Бойко, можно найти в творчестве А. Витухновской, Е. Радова, Э. Лимонова или Ю. Мамлеева. Впрочем, алгософией теоретические штудии критика не ограничиваются: как сообщает Бойко на своем сайте, в скором времени будет опубликована его книга «Введение в нигилософию».


https://magazines.gorky.media/october/2013/1/kritika.html

 

© М.Е. Бойко