[М.Б.: В философском журнале «Комментарий» вышла замечательная статья Игоря Сида с подзаголовком «Материалы к словарю культуры XXI века». Речь идет о самых актуальных терминах, появившихся в XXI веке, в том числе есть раздел, посвященный алгософии. Целиком статью и весь журнал можно прочесть по ссылке внизу страницы].
<...>
4. АЛГОСОФИЯ («ФИЛОСОФИЯ БОЛИ»)
Алгософия – один из нескольких неологизмов, ещё не приобретших на сегодняшний день популярности или статуса общепризнанного термина, но намеренно включённых нами в Словарь культуры XXI века «на вырост», как перспективное понятие, долженствующее стать в новом столетии одной из фундаментальных опор новой антропологии (см.). Особую ценность алгософия может приобрести при развитии современной мировой истории в сторону апокалиптического сценария (см. Постапокалипсис; Новые тёмные века).
Термин «алгософия» (др.-греч. ?λγος «боль» + σοφ?α «мудрость»; русская калька – «болемудрие») предложен в 2007 году российским философом Михаилом Бойко для обозначения особой формы познания, разновидности альтернативной философии (см.), а также ряда прикладных аспектов. Основное различие создатель подхода видит в том, что классический субъект философствования – это анестезированная абстракция, целиком вымышленная фикция, тогда как субъект алгософствования – это реальный страдающий субъект. Проблемное поле алгософии значительно шире, чем у традиционной «философии боли» и философии экзистенциализма. Современное общество характеризуется резким неприятием боли; алгософия же противопоставляет привычному представлению о боли, как о неизбежном зле, взгляд на боль как на высшую ценность и осознанное переживание остроты человеческого бытия, переживание опыта.
Стараясь не сужать потенциальную базу алгософии, разработчик нового подхода предлагает в качестве основоположений несколько общих тезисов: 1) боль есть фундаментальный экзистенциал (см.); 2) боль образует наиболее бесспорные границы человеческой реальности; 3) почти всё наполнение человеческой психики – это либо боль, либо разнообразные «дериваты» (модификации) боли; 4) положительной или отрицательной ценностью боль наделяет сам человек.
Автор доказывает существование присущего человеческому роду глубинного влечения к боли, которое олицетворяет концептуально-метафизический персонаж – Алгос; эту сущность он считает более могучей и важной для человеческого самопознания, нежели Эрос и Танатос. Разрабатывается также широкий спектр прикладных аспектов алгософии: алгокритика (литературная и художественная критика, оценивающая художественные произведения по присутствующим в них элементам, символам, образам боли); алгоэстетика; алгосемиотика; алгоэтика; алготерапия; алготренинг и т.д.
<...>
http://www.commentmag.ru/magazine/ |