Header image

 

 

 
 

УШИ БУРИДАНОВА ОСЛА
Из записной книжки бывшего литературного критика
«Литературная Россия», # 30 от 10 августа 2018 г.


Меня поражает, как конформисты, подобно компасам, не сговариваясь, всегда указывают в одном направлении. Что тогда является магнитным полем? Выгода? Но её извлекают немногие, самые ушлые. Стадный инстинкт? Тоже странно: в стаде есть вожаки, а тут как-то всё само происходит. Изначальная культурная запрограммированность? Синергетическая самоорганизация? Закон больших чисел?

* * *

Здравый смысл похож на двуручную пилу: он пилит, только если два человека тянут его в противоположные стороны.

* * *

Хорошему писателю полезно поработать литературным критиком. Тогда, обежав современную литературу по периметру, вскарабкавшись и спустившись пару раз по пожарной лестнице, он, должно быть, сам предложит: «А не поджечь ли нам это здание сразу с четырёх сторон?»

* * *

Повстречав однажды святую блудницу, пуританку-эротоманку, я недоумевал, что бы это значило? Но, поднаторев в математической логике, понял: из логического противоречия следует всё, что угодно. Всё, что угодно, это и значит. С тех пор меня люди-оксюмороны не интересуют.

* * *

Самое лучшее поэтическое признание сделал, по-моему, Хильдеберт Лаварденский, написав: «Но пораженье моё для меня драгоценней победы».

* * *

Наверное, рай – это место, где нельзя вообразить ничего лучше. В аду нельзя вообразить ничего хуже. В раю воображение ведёт вниз, в аду – вверх. А в нашем мире это двустороннее шоссе.

Кстати, один средневековый мыслитель утверждал: «природа круга одна и та же в железе, в свинце, на земле и в преисподней». Если он прав, то и в преисподней есть утешение – геометрия.

* * *

У критикесс рекламное мышление: им всегда кажется, что может быть какой-то текст, которого, как нового шампуня, достаточно для полного счастья.  Но такого текста нет и быть не может.

 * * *

Искусственный интеллект – это утиный крик утопии.

* * *

Буриданов осёл мне милее, чем кот Шрёдингера: его даже наполовину не существует, его не отыскали даже в сочинениях Буридана. Но что было бы, если бы Бурдинова осла поместили в контейнер вместо кота Шрёдингера? Вот это была бы хорошая проверка для квантовой теории! Но моего знания квантовой механики недостаточно для предсказания исхода этого эксперимента. Моё дело – предложить.

Между прочим, неокантианец Вильгельм Виндельбанд настаивал, что настоящий осёл умнее Буриданова, он, якобы, «съест обе связки, одну за другой». Вот на этом примере хорошо видна разница, между гением (Буридан) и ословедом.

* * *

Евгений Замятин писал: «у литературы только одно будущее – её прошлое». Это потому, наверное, что литература напоминает дробь. Будущее – числитель этой дроби, который всегда убывает, а прошлое – знаменатель, который всегда растёт.

* * *

Постмодернистские тексты – это варёные крабы, которых интересней разделывать, чем есть. Впрочем, только в Библии едят книги (Иезекииль, Иоанн Богослов), так что остаётся разделывать…

* * *

Мистика – это отдых от интеллектуальных диет, дилемм, деталей и детонаций. Это, кажется, единственная надежда, которая до сих пор струится сквозь восточное окно.

* * *

Есть литераторы, для которых известность и популярность как епанча для безрукого. Были писатели как писатели, и вдруг видно, что они калеки.

* * *

Некоторые привязанности покрыты присосками: одни из них, насытившись, отлипают, другие – выпивают кровь дочиста. Пожалуй, самое полезное изобретение – интеллектуальный скребок, чтобы счищать этих паразитов. Логика, математика и физика – тоже привязанности, но они больше всего похожи на такой скребок.


https://litrossia.ru/item/mihail-bojko-ushi-buridanova-osla/

 

© М.Е. Бойко