Header image

 

 

 
 

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В ЖАРУ
Кинорецензия на фильм Резо Гигинеишвили
«Литературная Россия», # 5 от 2 февраля 2007 г.


Фильм окрестили «Москва FM », что не совсем верно. «Питер FM » – это притча, сказка для взрослых. Отсюда предельная упрощенность сюжета и прозрачность характеров, заслуживших упреки в «инфантилизме». А «Жара» – это комедия, не отягощенная психологизмом и философским смыслом.

Дебют Оксаны Бычковой оказался стихийно и неожиданно успешным. Успех дебюта Резо Гигинеишвили был математически просчитан и гарантирован звездным составом «Девятой роты».

Еще важнее различие в послевкусии, в том, что англичане называют « settling », или сухом остатке. Идею «Питер FM » можно выразить в трех словах: тоска по идеальному. Два героя отказываются от комфортного и прагматичного жизненного выбора ради неопределенности, манящей осуществлением самого сокровенного, невыразимого в словах.

Удастся ли выразить идею «Жары»? Пусть не в трех словах, но хотя бы в одном предложении? Десяти? Любые попытки заведомо обречены на неудачу.

Друзья встречаются после долгой разлуки. Алексей (Алексей Чадов) – недавно вернулся со службы на флоте, Артур (Артур Смольянинов) – начинающий киноактер, безуспешно ищущий себе работу, Тимати – реп-музыкант, Костя (Константин Крюков) – сын богатого папы, только что бросивший учебу в Лондоне. В результате, Алексей находит себе подругу, а Артур – приглашен на роль в картине Федора Бондарчука (намек на «Девятую роту»).

Может быть, фильм доказывает, что «мир полон возможностей»? Хотелось бы увидеть человека, для которого усвоение этой идеи оказалось бы откровением и потребовало бы просмотра фильма! Создатели фильма говорят, что это история о жарком дне, который полностью изменил жизнь каждого и подарил ему то, в чем он нуждается больше всего. Что подарил этот день, например, Косте, кроме экскурсии в ментовку, или Тимоти, кроме спасения собственной шкуры? Может быть, сгодится расхожая формула, способная оправдать любую бессмыслицу, – что это картина о главных ценностях – человеческой доброте и любви, которые остаются неизменными во все времена? Как бы не так! Но к этому абсурду мы еще вернемся.

«Питер FM » полон романтической тоски. По ходу действия зритель подозревает, что главные герои могут найти счастье друг в друге. Но не случайно финал фильма оставлен открытым, хотя и оптимистичным. Едва ли закадровая судьба героев фильма, нашедших друг друга, окажется счастливой. Тем не менее, зритель ощущает, что соприкоснулся с вопросами действительно серьезными и важными, с той глубинной основой человеческого бытия, без которой жизнь теряет смысл. Героиня фильма рвет затянувшиеся отношения, понимая, что они держатся не на любви, а на привычке и боязни признаться себе в этом. Если под воздействием этого фильма несколько десятков его зрителей, обнаруживших, что находятся в аналогичной ситуации, найдут в себе силы разорвать давно исчерпавшие себя, но ставшие привычными отношения – то это будет успех, несоизмеримый с величиной кассовых сборов. Из той же области был успех знаменитого голливудского фильма «Часы» Стивена Дэлдри.

«Жара» не оставляет ни одной мысли, кроме сознания приятно проведенного времени. Если бы фильм воспевал хотя бы дружбу, он не попал бы в число фильмов-однодневок. Но, досмотрев до сцены встречи четырех друзей в отделении милиции, просишь Бога избавить тебя от таких друзей. Из троих друзей, ушедших менять валюту и не вернувшихся, может быть, только Тимоти отсутствовал «по уважительной причине». Двое других – моряк и актер – забыли о своем друге только по причине своего индивидуализма и самовлюбленности: один ради профессиональной стриптизерши (Агния Дитковските), другой – ради роли в кино. Называть таких людей друзьями – все равно, что давать пощечину Ремарку.

В итоге Костя, трижды заплативший за своих друзей, оказывается без денег и после скандала забирается в отделение милиции, откуда он отправится домой, где его ждут возмущенные отец с мачехой.

В чем провинился иностранец, обнаруживший похищенную у него фотокамеру у дочки милицейского начальника и потому угодившего в камеру в обезьяннике. Ты хотел камеру? Вот тебе камера!

Глупо смотрится романтизация стриптизерши. Часто ли они ходят в Большой театр? Сегодня «нестандартность» героя считается режиссерской находкой, а ведь когда-то звучала как вердикт (тогда это называлось «нетипичностью»).

Самый смешной момент в фильме – Артур, загримированный под моджахеда, по ошибке угодивший в автобус с гастербайтерами, только к концу рабочей смены догадывается, что он на стройке (на месте бывшей гостиницы «России»), а не на съемочной площадке.

Или бритоголовые ждут репера. Изнывают от жары, хлещут пиво. «Может, пойдем отсюда?» – предлагает изнуренный скинхед. «А куда?» – обалдело отвечает главарь. «Ну да», – сникает скинхед. Как-то не возникает вопроса, а чего они ждут? Что первым делом должен быть сделать забежавший в квартиру репер, как не вызвать милицию? Что, собственно, Тимоти и сделал бы, если бы ему не помешал залезший в квартиру мошенник – этакий Остап Бендер (Дени Дадаев).

Моряка бросает девушка – он уже на второй день без головы влюбляется. На протяжении всего фильма он ходит в дембельской форме: гражданской одежды нет что ли? Оказывается, что в Москве сего один таксис, подвозящий на протяжении фильма всех героев, всего одно отделение милиции, где в итоге оказываются все герои, и всего один обменник (и тот оказывается закрытым).

Безобидный на первый взгляд фильм оказался реабилитацией нашей современной жизни со всеми ее родовыми пятнами: рабским трудом (гастербайтеров), воровство (фотокамеры), проникновением в чужое жилище, безработицей подростков, развратом (в ночных клубах), милицейским беспределом, превышением служебных полномочий (милицейский начальник выпускает задержанного по просьбе дочери), ограблением и оскорблением иностранцев, эстетизацией мошенничества в обаятельном исполнении Дадаева. Не так уж и мало для одного фильма. И уже как-то не смешно.


http://www.old.litrossia.ru/article.php?article=1171

 

© М.Е. Бойко