Header image

 

 

 
 

ИСПОДЛОБЬЯ № 8
Ключевой фронт
«НГ Ex libris», # 44 от 29 ноября 2007 г.



Так в чьих руках козыри?
Фото Ефима Лямпорта

Все-таки любопытные эффекты вызывает «аберрация ненависти» – искажение идеологическим сознанием истинных причин опасности, грозящей отстаиваемым ценностям. Интересно, например, взглянуть на современную массовую культуру глазами правого республиканца.

Помнится, Патрик Дж. Бьюкенен в книге «Смерть Запада» (2002) утверждал, что США – страна победившей марксистской культуры. А началось все, по его мнению, с того, что в 1930-е годы Антонио Грамши выдвинул новую стратегию революционной борьбы. Итальянский коммунист предположил, что культурное противостояние является не просто отражением общего конфликта труда и капитала, но и ключевым фронтом, на котором решается судьба борющихся сил. Поскольку главным препятствием для марксизма Грамши считал западное христианство и европейскую культуру в целом, то в первую очередь необходимо сокрушить именно их.

Отсюда следовало, что коммунистам вовсе незачем стремиться к вооруженному захвату власти, достаточно захватить общественные институты – прессу, искусство и воспитание. Правда, смена культурного пласта потребует «позиционной войны» за овладение средствами массовой информации – газетами, журналами, кинематографом, а также театрами, школами. Их надлежит завоевывать постепенно, почти исподволь и потихоньку превращать в инструменты революции. И тогда можно быть уверенным, что со временем общество не только поймет, но и признает революционные идеалы. Иными словами: «Все дело в культуре, глупцы!».

Так вот, по мнению Бьюкенена, во второй половине XX века горстке ревизионистов во главе с Лукачем, Грамши, Адорно и Маркузе удалось исказить американскую культуру и положить начало демонтажу западного общества. Индустрия развлечений полностью проглотила наживку марксистской культуры. Заговор марксистов против честных американцев увенчался успехом: «культура, которую они стремились подорвать, уже не является доминирующей ни в Америке, ни на Западе в целом». Отныне бал в культуре справляют левые.

Таким видится правому республиканцу сегодняшнее состояние культуры в стране, в которой социалистические и коммунистические партии были вычищены из политической жизни в эпоху маккартизма и с тех пор не являются важным политическим фактором. Что же говорить о европейских странах, в которых левые партии десятилетиями находятся у власти?

Совсем другой представляется ситуация в современной массовой культуре при взгляде с ультралевых позиций. Описывая упадок, переживаемый социал-демократами и коммунистами Европы, троцкист Борис Кагарлицкий значительную часть вины возлагает на… Антонио Грамши. По мнению Кагарлицкого, курс на завоевание культуры увел левое движение на путь бесперспективной тактической борьбы. Оказалось, что левая культура неплохо уживается с буржуазной, комфортабельно устроившись в свободных пространствах, допускаемых капиталистической системой.

Более того, в той мере, в какой существует возможность превращения левых идей в пригодные для продажи на рынке товары, система сама заинтересована в существовании левых альтернатив. По существу, система получает доступ к бесплатному интеллектуальному ресурсу, над воспроизведением которого ей не надо трудиться. Ассимилируя левые проекты, массовая культура остается в своей основе буржуазной. Миссия «альтернативной культуры» заведомо невыполнима. «Завоевание культуры» – не что иное, как имитация борьбы. Отсюда устойчивость этого теоретического репертуара. Революционная же мантра сегодняшнего дня звучит так: «Социальная революция – это единственное, чего система не может переварить».

И вообще, по мнению левого политолога, политикам, вроде Бьюкенена, грех жаловаться. Правые партии сегодня проводят политику, которая вполне соответствует интересам их социальной базы, их традиции, идеологии. Напротив, левые проводят политику, неорганичную для себя и не приносящую непосредственных выгод их социальной базе. А значит, история дает ультраправым еще один шанс: «Если демократия не утвердит себя как внерыночная и в значительной степени антирыночная система, то массы пойдут за теми, кто призывает к ограничению рыночной стихии во имя авторитета, иерархии, нации и дисциплины». Иными словами, козыри в руках капитала, клерикалов и антрепренеров национального духа.

Так кто же оседлал танцующий круп культуры?


http://exlibris.ng.ru/2007-11-29/8_front.html

 

© М.Е. Бойко