Header image

 

 

 
 

ИСПОДЛОБЬЯ № 24
Отказ от мировоззрения
«НГ Ex libris», # 32 от 1 сентября 2011 г.


Конвертация в симптомы...
Фото Михаила Бойко

Откуда эта тоска? Так тоскуют по утраченному объекту или качеству, хотя этим объектом или качеством я никогда не обладал. И давно бы уж смирился с отсутствием того, что не способен обрести, если бы не это ощущение фантомной утраты. Речь о мировоззрении.

Одно время я коллекционировал дефиниции этого слова. Они интересны, как всякие попытки объять необъятное. Несостоятельность любого определения слова «мировоззрение» следует из интуитивного понимания его смысла. Мировоззрение – то, что логически предшествует процедуре дефиниции, является ее предпосылкой. Таким образом, в любом определении слова «мировоззрение» содержится логическая ошибка, известная как petitio principii, «предвосхищение основания» или «забегание вперед».

В качестве примера можно привести, казалось бы, нейтральное определение Николая Лосского: «В безбрежном океане мирового бытия человеческое я занимает ничтожное место, однако смелою мыслью оно стремится охватить весь мир, отдать себе отчет об основах строения вселенной, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и свое положение и назначение в мире. Совокупность ответов на эти вопросы есть мировоззрение» («Типы мировоззрений», Введение). Здесь как минимум три мировоззренческие пресуппозиции. Во-первых, что в безбрежном океане мирового бытия человеческое я занимает какое-то место. Во-вторых, что смелою мыслью это человеческое я что-то стремится охватить и постигнуть. В-третьих, что существует совокупность ответов на эти вопросы. Однако первое утверждение бессмысленно. Второе утверждение вообще ложно, ибо не мировоззрение возникает вследствие вопросов, а вопросы – вследствие неудовлетворительности того или иного мировоззрения. А третье утверждение ни на чем не основано.

Второй пример – из «Нового цикла» Зигмунда Фрейда: «Боюсь, что мировоззрение – это специфически немецкое понятие, перевод которого на иностранные языки может быть затруднительным. Если я попытаюсь дать ему определение, то оно наверняка покажется вам довольно неуклюжим. Итак, я полагаю, что мировоззрение – это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия на основе допущения высшего порядка, в которой, соответственно, ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, находит свое определенное место». Очевидно, что «допущение», о котором упоминает Фрейд, само имеет мировоззренческую природу.

Кстати, русский язык один из немногих, в которых немецкое слово Weltanschauung имеет равноценный эквивалент – «мировоззрение». Особенно впечатляет удвоение одного из звуков и соответствующей буквы. Это удвоение придает слову некоторую длительность, отличающую беглый взгляд от панорамного.

Что же мешает принять какое-либо мировоззрение из того богатого ассортимента, который предоставляет история философии? Категоричный запрет, исходящий от внутренней инстанции, которую Шопенгауэр и вслед за ним Ницше называли «интеллектуальной совестью» (intellektuale Gewissen). Шопенгауэр полагал, что благодаря интеллектуальной совести «всякий софист и лжемудрец в глубине души <…> знает, что он именно таков» («Новые паралипомены», § 353). Ницше считал, что подавляющее большинство людей этой внутренней инстанции лишены («Веселая наука», аф. 2).

Интеллектуальная совесть подсказывает, что мы имеем базовую потребность в создании искусственной внутренней среды, комфортной и безопасной, как утроба. Всякая претензия на обладание мировоззрением имеет психологическую и биологическую подоплеку и не имеет ничего общего с волей к истине. Следовательно, всякое мировоззрение – это ложная рационализация, психотерапевтический самообман.

Но о тех, кто лишен мировоззрения, замечательно сказал один великий, но изрядно скомпрометировавший себя мыслитель. По мнению Хьюстона Стюарта Чемберлена, «эти надорванные души, лишенные целостной соразмерности воззрений и уверенной окрыленности образа мыслей, всегда будут нищими в том, что единственно сообщает ценность жизни».

Отказ от удовлетворения любой базовой потребности проявляется в симптомах. Отказ от мировоззрения – в тревоге или тоске. Я тоскую. А вы?


http://exlibris.ng.ru/2011-09-01/7_otkaz.html

 

© М.Е. Бойко