Header image

 

 

 
 

ЭМО (EMO)
Словарная статья
«Словарь культуры XXI века», декабрь 2020 г.


Эмо (англ. emo) – молодежная субкультура, получившая широкое распространение по всему миру в 2000-х годах. Её представителей называют эмо-кидами.

Истоком этой субкультуры считается подвид панк-рока – эмо-кор, или эмоциональный хардкор-панк (как происхождение субкультуры готов связывают с другим подвидом панк-рока – готик-роком). Значение музыкальных корней этих субкультур не стоит переоценивать: панков, готов и эмо можно рассматривать как трансформации архетипических моделей подросткового поведения (например, Буратино – это до некоторой степени панк, Пьеро – гот, Мальвина – с некоторыми оговорками эмо).

Как и любая молодежная субкультура, эмо способствует адаптации подростков к экзистенциальным проблемам переходного возраста. Специфику эмо может прояснить сравнение с хронологически более ранней и стилистически более цельной субкультурой готов. Для готов решающее значение имеет принятие собственной смертности: «Я не боюсь смерти, поскольку в каком-то смысле уже умер». Отсюда заигрывание с погребальными нарядами, трупным макияжем, интерьерами склепов и разнообразными замогильными аксессуарами. Эмо-кидов страшат текущие жизненные сложности и утешает возможность радикального ухода от них: «Я не боюсь жизни, поскольку могу в любой момент уйти из нее». Есть и другие смысловые параллели (готы – эмо): преждевременная зрелость – нарочитая инфантильность, обедненная эмоциональная гамма – выставляемая напоказ эмоциональность, таинственность – наивность и др.

Главная культивируемая и демонстрируемая эмо-кидами черта – собственная уязвимость, хрупкость, чувствительность, детская беззащитность, социальная беспомощность. Отсюда капризность в поведении, склонность к ярким, но нежным цветам, «кукольность» во внешнем облике. Бросается в глаза  близость этих особенностей субкультуры эмо к общим характеристикам поколения снежинок.

Негативное отношение к эмо в обществе объясняется вовлеченностью некоторых крайних эмо-кидов в виртуальную культуру самоубийства, обвинениями в пропаганде депрессии и суицида. Этому способствовала мода на шрамы от порезов на руках и другие эксцессы в среде эмо-кидов.

Социологи констатируют резкое уменьшение популярности эмо в 2010-х, но, скорее всего, речь идет о некотором «растворении» в массовой культуре. Сложно отрицать влияние эмо на суперпопулярный во всем мире кей-поп (KPOP), проникновение ее элементов почти во все новые европейские, американские и азиатские молодежные субкультуры.

Как писал в 2008 году поэт Игорь Лёвшин:

«…кто-то всё же не спит –
возможно девушка-эмо, сочиняет
стихотворение “Как страшно жить”.
И это правда»

Михаил Бойко [Mikhail Boyko]

«Словарь культуры XXI века. Первое приближение»
ХапурМосква: Kia Publication, 2020. С. 191–192

 

© М.Е. Бойко